"Знакомство с творчеством ненецкого поэта Л.В.Лапцуя"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Знакомство с творчеством ненецкого поэта Л.В.Лапцуя"
Автор: Петрова Ольга Харлампьевна

Тема: Знакомство с творчеством ненецкого поэта Л.В.Лапцуя
Цели:
Познакомить учащихся с творчеством ненецкого поэта Л.В.Лапцуя.
Расширить знания учащихся о традициях, обычаях малочисленных народов север.
Развивать творческие способности детей.
Воспитывать любовь и уважение к коренным жителям севера.
Оборудование:
Колокольчик.
Фонограмма Голоса птиц.
Портрет поэта Л.В.Лапцуя.
Карта Тюменской области.
Раздаточный материал.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Колокольчиком оленьим
Заливается звонок.
Принимайтесь за ученье
Начинается урок! (Учитель звонит в колокольчик.)
2. Актуализация знаний.
Ани торова, нацеки! Здравствуйте, дети! Я поздоровалась с вами на ненецком языке, языке коренных жителей нашего края. Сегодня с нами в путешествие отправится ненецкий мальчик. А как его зовут вы узнаем попозже. (Учитель показывает куклу в национальном костюме ненцкого мальчика.)
Он приготовил для вас загадку.
На планете это место
Чрезвычайно интересно.
Там совсем деревьев нет,
Не растёт и клевер.
А повсюду - ... (север).
3. Самоопределение к деятельности.
- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии?
Звенит звонок всё громче, всё сильней,
Какая трель над классом разливается!
Ты думаешь, что это соловей?
Не соловей – урок наш начинается!
4. Включение в учебную деятельность.
Звон колокольчика, как трель соловья.
- В каких краях поют соловьи? (в тёплых)
- В какое время года? (весной, летом)
- Кто из вас слышал пение соловья?
- Хотите послушать трели соловья?
Закроем глаза и слушаем.(Фонограмма Пение соловья)
- Ау нас на севере можно услышать соловья?
- Почему?
5. Работа по теме занятия.
А) На севере не живёт птица соловей, но есть человек, которого называют ямальский соловей. Это ненецкий поэт Леонид Васильевич Лапцуй.
- А почему Л.Лапцуя сравнивают с соловьём?
Б) Слушание стихов Л.В.Лапцуя. (Читает учитель отрывок из поэмы Эдейка или Рождение Ямала)
Ой, какие стали ночи –
Белые, как день!
Словно белый между кочек
Прыгает олень!
- Как звучат его стихи?
Стихи звучат мелодично, напевно, нежно как песня соловья. Помогает этого достичь рифма.
В) Словарная работа.
Рифма – созвучие слов концов стихотворных строк.
Г) В детстве Л.Лапцуй много слышал колыбельных песен, песен-сказании, сказок и легенд. Став поэтом он написал очень много стихов и несколько поэм.
Поэма – большое (крупное) стихотворное произведение.
- Как называется наш округ? (ЯНАО)
- Сколько лет исполнилось нашему округу в декабре 2017 года? (87 лет. Он образован 10 декабря 1930 год.)
- Что обозначает название Ямал? (край Земли)
Есть в нашем округе полуостров. Называется он ЯМАЛ.
(Показ полуострова на карте Тюменской области)
Ямал - край Земли – так звучит в переводе с ненецкого языка на русский название полуострова. Первые люди появились в глубокой древности.
Ямал – родина малочисленных народов Крайнего Севера.
- Назовите коренных жителей нашего округа. (Ненцы, ханты, селькупы, коми-зыряне.) (Показ на интерактивной доске коренных жителей в национальных костюмах.)
- А на чём передвигаются они по тундре? (На санях)
- А как называются эти сани? (Нарты)
- Чем погоняют оленей? (Хореем.)
А сейчас мы совершим заочное путешествие в тундру. (Звучит колокольчик)
Закрываем глаза и скажем вместе: Ну-ка, парты, превратитесь в нарты! И вот мы с вами мчимся по тундре.
- Кого видите? (Мальчика)
- Хотите узнать его имя?
Д) Игра Летающая рифма. Тогда закончите стихотворения.
Стоит морошка на тоненькой … (ножке).
На Ямале мы живём, потому что здесь наш… (дом)
Кружится снежинка, как белая… (пушинка).
И сказал ему отец: Ну, ты просто… (молодец!)
Молодцы! Вы талантливые, способные, творческие дети.
Мальчика зовут красивым ненецким именем Эдейка. О нём Л.ВЛЛапцуй написал поэму, которая так и назвал Эдейка. Эдейка – в переводе с ненецкого новый человек. Эдейке 7 лет, но он уже многое умеет делать. С раннего детства ненецких детей приучают к труду. Эдейка помогает отцу пасти оленей.
- А чем ловят оленей? (тынзяном) По-ненецки аркан называется тынзян.
5. Физкультминутка.
У оленя дом большой.
Он глядит в своё оконце,
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучит.
Тук – тук! Дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка забегай,
Лапку мне подай.
6. Продолжение по теме занятия.
А) - Как вы думаете, какое самое любимое животное у Эдейки?
Отгадайте загадку.
Посмотри, какой он рябенький И задиристый на вид, И уже на ножках слабеньких, Хоть качаясь, но стоит! … Кто это? (оленёнок)
- Хотите узнать как его зовут?
Б) Чтение рассказа цепочкой по индивидуальным карточкам.
В нашем классе есть будущие педагоги. Они вызвались мне помочь. Сегодня они мои помощники – учителя.
1) Начало рассказа читает ученик.
№1 Родился маленький оленёнок. Он был таким слабеньким, что не мог
подняться. Напрасно звала его мама – олениха в стадо. Оленёнок
умирал…
2) Читает учитель.
Эдейка поднял крошку, как маленького брата,
Погладил, успокоил и в чум его принёс.
Эдейка оленёнка кормил густой ухою
И ягелем прозрачным и мягким, словно шёлк.
Сперва малютка фыркал и озирался дико,
Но вскоре стал весёлым и сахар брал из рук.
Эдейка спал с ним рядом, как мама – олениха…
Зовут олешку – Авка, и он – Эдейкин друг.
- Как звали оленёнка? (Авка)
3) Читает ученик.
№2 Наступило лето. Авка выздоровел. Резвится оленёнок, не налюбуется
на него Эдейка.
Ненецкий композитор Семён Няруй написал на стихи Л.В.Лапцуя весёлую песенку об оленёнке. По-ненецки оленёнок – суляко. Поёт песню сам композитор.
4) Читает ученик.
№3 Но очень короткое северное лето. Наступила осень. Эдейке пора в школу.
- Где учатся ненецкие дети? (В школе-интернате в посёлке.)
5) Читает ученик.
№4 Улетел Эдейка на вертолёте в посёлок учиться. Очень скучает мальчик
по дому, часто видит он во сне родную тундру, слышит ласковое
пение мамы. Но больше всего он тоскует по своему другу - оленёнку.
И вот видит Эдейка сон…
6) Читает учитель.
Даже ночью у Эдейки всё одна и та же дума:
Чуть вздремнёт – отец приснится
Сединой в волосах.
И ещё он видит: Авка ждёт хозяина у чума,
И стоят у Авки слёзы в человеческих глазах.
Сны не лгут: скучает Авка,
Так уж он тоскует горько!
То копытцем роет землю, осердясь на целый свет,
То стоит не шелохнётся,
То бежит, призывно хоркнув,
Среди кочек травянистых поискать Эдейкин след.
- С чем сравнивает поэт глаза Авки?
7) Сигнал колокольчика. (Закрыли глаза)
- Кто к нам пришёл? (Оленёнок Авка)
Он очень грустный.
- Давайте подберём слова – утешения для Авки. Развеселим его.
Милый – ненаглядный, родимый, сердечный, дорогой.
Добрый – душевный, сердечный, отзывчивый, чувствительный.
Очаровательный – чудный, прелестный, прекрасный.
Повеселел Эдейка, и Авка успокоился.
7. Практическая часть.
- Как называется место в тундре, где пасутся олени? (пастбище)
Наше пастбище пусто. Давайте сделаем оленей, заполним пастбище.
План изготовления оленя.
1) Заготовка деталей. Вырежьте туловище оленя, его голову и рога.
2) По пунктирным линиям головы и туловища сделайте сгибы.
3) Приклейте на получившуюся голову ветвистые рога.
4) Голову прикрепите в передней части туловища.
5) Маркером нарисуйте глаза.
План изготовления оленя.
1) Вырежьте детали туловища, рога, передние и задние ноги.
2) На деталях есть насечки. Сделайте надрезы.
3) Соберите модель оленя.
4) Нарисуйте глазки и носик.
План изготовления оленя.
1) Отрежьте 4 полосы на голову равные длине узкой стороны картона А4. Ширина полос – 1,5 см.
2) Отрежьте 4 полосы на туловище, соответствующие длине широкой стороны. Ширина полос – 1,5 см.
3) Сложите их пополам, чтобы определилась середина.
4) Склейте две полосы крест-накрест ровно по этой серединке.
5) Добавьте еще две, чтобы получилась снежинка.
6) Добавьте третью, обращая внимание на симметричность сторон, чтобы ничего не провисало, или наоборот, чрезмерно не затягивалось.
7) Приклейте кончики последней полоски и получится шарик, из которого будет голова оленя.
8) Точно таким же способом сделайте туловище животному, не забывая, что полосы для него должны быть длиннее.
9) Воспользуйтесь шаблоном и вырежьте рога.
10) Приклейте на шарик-голову глаза, нос, подогните кончики рогов и приклейте их также.
11) Теперь осталось прикрепить голову к туловищу и олень из полосок бумаги готов.
8) Выставка изготовленных работ.
9) Рефлексия.
Оцените свои достижения на уроке.
10) Подведение итогов.
- Кто доволен результатом?
- Чем вы занимались сегодня на занятии?
- Спасибо вам, дети, за доброту и отзывчивость.
Лакамбой, нацеки! До свидания, дети!
Расскажи нам, Ямал, о рожденье своём,
Как в дремучих веках ты явился на свет,
Как припал к ледяной материнской груди
И растил богатырскую силу свою.
Чтобы стать великаном с великой судьбой
И что алые звёзды взошли над тобой.
Дело к вечеру, ребята.
Отправляюсь в путь крылатый.
Быстролётное, как вьюга,
У меня в руке перо.
Надо мною мчатся тучи
Молодым оленьим стадом,
Подо мной родная тундра
Расстилается пестро.