«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Автор: Ефимова Анна Аркадьевна

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.АктуальностьМногие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 23 опрошенных воспитанников меньше половины группы (11 детей) узнали и назвали правильно (6 птиц: воробья, голубя, синицу, ворону, дятла, сова) почти всех предъявленных птиц, каждый третий (7 детей) смог узнать и уверенно назвать 4 птицы (воробей, голубь, дятел, сова) а каждый шестой (5 детей) смог вспомнить и назвать только 3 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Именно поэтому мы и решили на холодный зимний период взять проект: «Зимующие птицы ».Вид проекта: информационный, познавательный.Цель проекта: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.Задачи проекта:Образовательные
  • Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.
  • Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.
  • Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
  • Развивающие
  • Развивать познавательные способности детей, учить проявлять
  • любознательность и самостоятельность.
  • Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
  • Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
  • Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
  • Воспитательные
  • Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.
  • Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 неделя)Участники проекта: воспитатели, родители, дети 3-5 лет.Этапы реализации и содержание проектаФормы работыСроки реализацииОтветственныеЛитератураI этап – организационно-подготовительныйОпределение цели и задач проекта13.11.17 г.Ефимова А.А.Подбор материала для проведения образовательной деятельности14.11.17 г.Муртазина Т.А.Подбор детской художественной литературы для чтения детям14.01.17 г.Муртазина Т.А.II этап – внедренческийРассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц13.11.17 г.Ефимова А.А.Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»13.11.17 г.Ефимова А.АЧтение рассказа М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма13.11.17 г.Муртазина Т.А.Дидактические игры «Кормушка», «Угадай-ка»14.11.17 гЕфимова А.А.Развешивание кормушек на территории детского сада14.11.17 гМуртазина Т. А.Беседа «Синичка - гостья нашего двора»14.11.17 гМуртазина Т.А.Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»Дидактические игры «Разрезные картинки», лото «Птицы»15.11.17 гЕфимова А.А.Лепка «Воробушки на кормушке»15.11.17 г.Ефимова А.А.Беседа «Помощь пернатым в зимнее время года»15.11.17 гМуртазина Т.А.Рисование «Снегири»16.11.17 гЕфимова А.А.Театрализация: «Где обедал воробей»16.11.17 гМуртазина Т.А.ФЭМП «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»17.11.17 гЕфимова А.А.Аппликация «Синички»Дидактические игры «Один ного», «Счет птиц», «Четвертый лишний»В течение неделиЕфимова А.А.,Муртазина Т.А.Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль»,«Воробушки и кот»В течение неделиЕфимова А.А.,Муртазина Т.А.Наблюдение: за синицей;за вороной; за голубемВ течение неделиЕфимова А.А.,Муртазина Т.А.Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синицы, воробья, вороны, сороки и др.)В течение неделиЕфимова А.А.,Муртазина Т.А.III этап - обобщающийПодведение итогов в реализации проекта17.11.17 г.Ефимова А.А.,Муртазина Т.А.Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах нашей республики13.11.17 г.Ефимова А.А.,Муртазина Т.А.Выставка «Лучшая кормушка для птиц»15.11.17 г.Ефимова А.А.,Муртазина Т.А.Ожидаемые результаты реализации проекта:Дети:
  • Расширился кругозор детей о зимующих птицах Калининградской области (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
  • У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность.
  • Дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме.
  • Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
  • Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
  • Родители:
  • Изменение отношения к данной проблеме.
  • Совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах.
  • Активное участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»
  • Литература
  • Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Часть 2. Санкт-Петербург, 2004.
  • Горький М.А. «Воробьишко». – Ленинград: «Детская литература», 1974
  • Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду.» Москва, 2004
  • Чарушин Е.И. «Воробей.»
  • www.maam.ru
  • Приложение №1БЕСЕДЫ О ПТИЦАХБеседа 2 «ПОЧЕМУ ПТИЦ СТАЛО МЕНЬШЕ?»Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.Воспитатель:
  • Кто это?
  • Какие они?
  • Они живые?
  • Что они едят?
  • А как зовут эту птицу? (Показать картинку с изображением синицы).
  • Что она ест?
  • Много ли сейчас насекомых?
  • Зачем надо подкармливать птиц? (Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками).
  • Какие птицы улетают?
  • Как их называют?
  • Почему они улетают? (Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых).
  • Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать  с нами?
  • Так какие же птицы бывают?
  • Дети отвечают.Беседа3 «КОРМУШКА. НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.Наглядный материал: кормушки для птиц.Воспитатель задает детям вопросы.
  • Что это?
  • Зачем нужна кормушка?
  • Для кого они нужны?
  • Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.
  • Что ест голубь, воробей, синичка?
  • Так зачем подкармливать птиц зимой?
  • Дети отвечают.Беседа «ПОМОЩЬ ПЕРНАТЫМ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.Воспитатель читает детям рассказ Л.Воронковой «Помощь птицам», задает вопросы:
  • Куда вышли дети?
  • Для кого они несли зерно?
  • Куда они насыпали зерно? Зачем?
  • Почему прилетели птицы?
  • Кому насыпали семечки?
  • Птицы были рады?
  • Так почему же надо подкармливать птиц?
  • Дети отвечают.Приложение №2Н. СладковСказки о птицахС нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Каких птиц вы видите во дворе и зимой, и летом? (Объяснить, что это птицы зимующие).А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша облась как-будто юг. Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова. Оказывается, мы с вами зимой на курорте Сосулька» живем! А мы и не знали!Курорт «Сосулька»Н. СладковСидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!И слышит вдруг голос:Это смотря на какой зимовке, Сорока! На какой, на какой - на обыкновенной! Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!Но Свиристель не согласен:— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.И белая куропатка не согласна:— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.И белая Сова не согласна:— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»? О чем беседовала с ними Сорока? Чем понравились гостям наши края? Что понравилось Свиристели (Рябина). А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться). Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). А тебе что нравится у нас зимой?Почему же  мы снегирей, свиристелей  называем таким странным словом «кочующие»? Кто такой кочевник? (Человек, который кочует, то есть перемещается с места на место со своей семьей,  со всеми соседями из одного села и со своим стадом). Вот и кочующие птицы тоже кочуют с одного места на другое. Ты уже догадался, как эти птицы подбирают себе место для кочевки? Какое место они выбирают? (Подскажите ребенку, что главное для птичек – это еда. Найдут птицы место, где корма много, и задержатся на нем подольше. А как корм закончится – полетят дальше. А вот если еды достаточно, то они могут и не кочевать и жить на одном месте)Волшебная полочкаН.СладковЯ повелитель птиц! Захочу, и птицы сами прилетят ко мне. Прилетят голуби и воробьи, синицы или снегири. Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. У меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочкаак и быть, открою вам секрет. И к вам тоже станут прилетать дикие птицы. На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила! На простую полочку нужно насыпать простой крупы, простых хлебных крошек. Потом полочку нужно выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На неё тут же прилетят голуби и воробьи. А если вы укрепите на полочке кусочек сала, то к вам прилетят синицы. Кисти рябины привлекут внимание снегирей. Сделайте волшебную полочку! Каждый день будут прилетать к вам разные птицы. Смотрите на них, любуйтесь, фотографируйте! Вы станете добрым покровителем птиц!Кто такой Добрый повелитель птиц?
  • Как им можно стать?
  • Что нужно Волшебнику – волшебная палочка или волшебная полочка?
  • Что нужно положить на волшебную полочку, чтобы на нее прилетели птицы?
  • Как пригласить на волшебную полочку воробьев? А как пригласить синичек? А как сделать, чтобы на волшебную полочку прилетели снегири и свиристели?
  • Приложение №3ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫИгра «Кто прилетел к кормушке»Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это у нас висит на дереве?Дети: Кормушка!Воспитатель: А зачем нужна кормушка?Дети: Насыпать корм птицам.Воспитатель: Что мы можем насыпать в кормушку?Дети: Хлеб, зернышки, семечки, пшено.(На тарелке настоящие семечки, пшено, хлеб.Дети по очереди насыпают угощение в кормушку.)Воспитатель: Сейчас к кормушке на угощение будут слетаться птицы. Кто прилетел к кормушке?Дети: К кормушке прилетел воробей. И т.д.Воспитатель: Как одним словом называются все птицы? Почему их так назвали?Игра «Скачет шустрая синица»Скачет шустрая синица,Ей на месте не сидится,Прыг-скок, прыг-скок,Завертелась, как волчок.Вот присела на минутку,Почесала клювом грудку.Дальше полетела и на место села!Игра «Собери картинку»Дети садятся за столы.Воспитатель: Ребята у вас на столе лежат картинки, но чтобы узнать, что на них изображено, надо их собрать. Аня, что нарисовано на твоей картинке? Что он делает? И т.д.Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали?Игра «Чей это голос»Воспитатель: Ребята, встаем на ковер и представим себе, что мы гуляем в лесу. Давайте послушаем, чьи голоса слышатся в лесу?АудиозаписьВоспитатель: Чей это голос? (Ответы детей). И т.д.Игра «Разукрась птицу»Воспитатель: Ребята, у вас на столе в корзинке лежат картинки, возьмите их. Только картинки не раскрашены. Кто на них нарисован?Дети: Синица!Воспитатель: Какого цвета у синицы грудка,Дети: Желтого!Воспитатель: Возьмите карандаш нужного цвета и раскрасьте грудку синице.Воспитатель: Что мы сейчас делали?Игра «Угадай-ка»Игра с мячом; говорить перелётная это птица или зимующая.Игра «Веселый мячик»движения по словам стихотворенияТы катись весёлый мячикбыстро, быстро по рукам,у кого весёлый мячикназывает птицу нам…..Игра Ворона и воробьиДети надевают шапочки воробьев и садятся вокруг стола, изображающего кормушку, один ребенок надевает шапочку вороны. Воробьи клюют зернышки и чирикают. По сигналу воспитателя: “Ворона!” – ворона находящаяся вне круга, летит к кормушке и прогоняет из нее (салит) воробьев, не успевших вовремя выпрыгнуть. Осаленные выходят из игры. Подвижная игра кончается, когда ворона осалит 2–3 воробьев.Игра «Кормушка»Воспитатель: у меня есть вот такая кормушка. (Воспитатель показывает детям панно «Кормушка»). Мы будем отгадывать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.Чернокрылый,Красногрудый.И зимой найдет приют:Не боится он простуды -С первым снегом тут как тут! (снегирь)Трещала с самого утра:Пор-ра! Пор-ра!А что пора? такая всем морока,Когда трещит... (сорока)Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Чёрненькая шапочкаИ полоска шарфика (синица)Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке.Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело»Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело?Мы расскажемРитмично сжимают и разжимают. кулачкиДве синицы, воробей,Шесть ворон и голубей,Дятел в пестрых перышках.на каждое название птицы загибают поодному пальчику.)Всем хватило зернышек.Ритмично сжимают и разжимают кулачкиПриложение №4КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ ИЗ БУТЫЛКИПожалуй, это самый простой и распространенный вариант самодельной кормушки. Подойдет пластиковая бутылка любого размера, не имеет значения, будет она прозрачная или нет. Если взять бутылку на 5 литров, то получится целая столовая, в которой смогут пообедать не только синички, воробушки, но даже голуби и вороны.Итак, маркером, фломастером или карандашом (чем удобнее) на бутылке намечаем линии будущего окошка или нескольких окошек. Затем ножницами или канцелярским ножом вырезаем по ним. Острые края лучше как-нибудь обезопасить, чтобы птички не поранились. Места среза можно обклеить скотчем, изолентой, тканью или просто оплавить. У входа можно приделать палочку, по которой птичкам будет удобно забираться внутрь.Теперь осталось только повесить нашу кормушку. Здесь несколько вариантов. Можно привязать веревку за крышку или проделать несколько дырочек в верхней части бутылки, а потом продеть туда веревку, а можно приделать крючок к самой крышке.Поскольку пластиковая бутылка очень легкая, она будет сильно раскачиваться на ветру или когда в нее будут залетать птицы. Устойчивость нашей кормушке можно придать при помощи дополнительного груза. На дно бутылки нужно положить землю, песок или еще что-то тяжелое, предварительно упаковав это в пакет или какую-нибудь коробочку.КОРМУШКА ИЗ КАРТОННОЙ КОРОБКИТоже очень простой вариант кормушки, который наверняка многие делали в детстве. В качестве основы подойдет любая коробка: из-под обуви, молока, сока или какой-нибудь техники. В принципе, такая кормушка делается абсолютно так же, как и из пластиковой бутылки, но она будет не такой практичной, от дождя и снега она может быстро развалиться. Нужно проделать одно или несколько окошек для входа и закрепить у него жердочку. Все - кормушка готова. Кстати, некоторые птицы больше доверяют открытым кормушкам, а не тем, у которых только одна «дверь».ДЕРЕВЯННАЯ КОРМУШКАОчень практична и симпатична кормушка, выполненная из деревянных дощечек или влагостойкой фанеры. Обычно ее выполняют в виде домика с треугольной крышей, но можно смастерить и более простую форму с плоским верхом. Итак, как сделать кормушку для птиц из деревянных дощечек? Для начала лучше нарисовать чертеж, на котором будут указаны все размеры, чтобы потом не напутать чего-нибудь. Кормушка будет состоять из крыши, боковых стенок и дна. Нужно выпилить все требующиеся детали и зашкурить их, если это необходимо. Затем идет этап соединения. Все детали можно скрепить при помощи клея или саморезов.КОРМУШКИ-ГИРЛЯНДЫТакие кормушки для птиц своими руками подвешиваются за веревочку на деревья и представляют собой что-то съедобное. Понадобятся: формочка для изготовления, кормовые компоненты и основа, которая будет их склеивать.Первый рецепт: Булку нужно размочить в воде и смешать ее с зерном, затем скатать шарики, прикрепить к ним веревки и отправить их в духовку, чтобы немного подсушить.Второй рецепт Он на основе сала. Его топят на небольшом огне в кастрюльке. Когда сало растает, его смешивают с зернами, сухофруктами и переливают в формочки, в которые уже вставлены проволоки с веревками. Когда смесь станет холодной, формочки кладут в морозилку до полного застывания. Теперь съедобные кормушки можно развешивать на деревьях по одной или несколько, связав их в одну гирлянду.Третий рецепт: Он на основе желатина, но делается все таким же образом. Желатин нужно залить горячей водой, смешать со съедобными компонентами и разложить по формочкам.ЧЕМ ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ ЗИМОЙВ морозы птицам сложнее добыть не только корм, но и воду, поскольку она просто замерзает, поэтому важно мастерить не только кормушки, поилки для птицы тоже будут спасением. Если вы заметили, что к вам птицы прилетают полакомиться в определенное время, можете в кормушку поставить блюдце с кипятком. На морозе вода быстро остывает, поэтому никто не ошпарится. Теперь разберемся с тем, чем нельзя подкармливать птиц. Это жареное, соленое, пряное, острое и кислое. Также не рекомендуется давать черный хлеб, поскольку в мороз он плохо переваривается и закисает в зобу. Продукты, которыми можно кормить птиц: семечки подсолнуха (отличный источник энергии); кукуруза (помогает согреться, но постоянно таким продуктом кормить не следует); просо (пшено – то же просо, но без шелухи); овес; семена тыквы, арбуза, дыни; семена крапивы, репейника, лебеды, чертополоха и других сорных трав; несоленое сало, маргарин (это отличный источник калорий); орехи; отварные яйца (куриные или перепелиные); мед; вареный картофель; хлебные крошки; яичная скорлупа; корм для попугаев.Правила «Как кормить птиц»:
  • Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (никаких острых краёв, недоступность для кошки).
  • Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить. Зимующие птицы любят: арбузные, дынные семечки и семечки подсолнечника, свежее сало, овёс, пшено, хлебные крошки.
  • Нельзя кормить птиц солёными продуктами (от соли птицы слепнут) и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них). Мокрые продукты на морозе превращаются в лед и становятся недоступны для птиц, не станут клевать пернатые жареные семечки. Корм  должен быть свежим - от испорченного корма птицы болеют и могут погибнуть.
  • Корм должен быть защищён от непогоды, чтобы его не заносило снегом, не сдувало ветром.
  • Кормушку нужно регулярно чистить.
  • Необходимо следить, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми.
  • Если начал птиц кормить,Ты уж не бросай!И пустой кормушку тыИм не оставляй!Приложение №5Стихи и загадки о птицахМорозы жестокиеВ этом году!Тревожно за яблонькиВ нашем саду.Тревожно за Жучку:В её конуреТакой же морозище,Как на дворе.Но больше всегоБеспокойно за птиц —За наших воробышков,Галок, синиц.У нас приготовленоВсё для зимы:Рогожей укутаемЯблоньки мы.Побольше сенцаВ конуру принесём,Беднягу дворнягуОт стужи спасём.Но птицы! Как холодноВ воздухе им!Поможем ли мыБеззащитным таким?Поможем! Их надо кормить,И тогдаИм будет легкоПережить холода.Е.БлагининаПришла зима холоднаяС метелями и вьюгами,Пришла зима голодная.Решили мы с подругами,Чтоб лишних слов не говорить,Нам нужно птиц зимой кормить.Мы дали крошек воробью,Синичке дали сало.Зимой так холодно вокруг,Еды для птиц так мало.О.ЗыковаВоробьи-воробушки, Серенькие пёрышки! Клюйте, клюйте крошки У меня с ладошки!Нет, с ладошки не клюют И погладить не дают. Как бы нам поладить, Чтоб дались погладить?С. ЕгоровДве горстки пшеницы несу в рукавице -Одна  снегирю, а другая  синице.И радость свою  им тоже дарю –Сначала синице, потом снегирю!Синица, синица,Что тебе снится?- Зёрнышки, мошки,Да хлебные крошки.- Синица, синица,Ещё что-то снится?- Солнышко, речка,Домик с крылечком,Мальчик АнтошкаИ... хлебные крошки.— Чайки, чайки! Где ваш дом? Чайки, чайки, где ваш дом? На земле, на волне Или в синей вышине?— Ну конечно, на земле! На земле рождаемся! Ну конечно, на волне! На волне качаемся! Ну конечно, в вышине! В вышине летаем! Край земли, волну и небо Домом мы считаем!В. БерестовСолнечный, погожийВыдался денек.Всей семьей на лыжахВыбрались в лесок.Вдруг трехлетний ВовкаМаме говорит:"Чудеса! На елкеЯблоко висит!"А взглянул левееИ застыл без слов:На соседней ели Россыпи плодов!Но пронесся ветер,И тотчас с ветвей Упорхнули яблокиСтайкой снегирей.Т. ГусароваК нам в окно стучится птичка – Желтогрудая синичка.На нас смотрит сквозь стекло,Говорит: "У вас тепло…А мне холодно. Обидно:Зёрнышек нигде не видно.Я прошу вас: вы немножкоМне насыпьте хлебных крошек,А ещё б немного салаМне бы в стужу не мешалоС вами буду я дружить – Обещайте лишь кормить.Если вам не жалко крошек – Созову моих подружек.Вместе станем прилетать,На окошке щебетать".С. Богдан А. Яшин Нет синиц: не прилетели! Где же две синицы? В нашей книжке опустели Пестрые страницы. Что же с птицами случилось? Где они, скажи на милость?! Поглядите, возле вас В садике, на скверике Скачут, может быть, сейчас Две пичужки сереньких? Или в дом влетели птицы Прямо с книжного листа? Любопытные синицы Любят новые места. Просим вас: бегите вслед За каждою синицею. Нет синиц! Все нет и нет! Хоть звони в милицию.А. БартоМы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед.В гости в первый день недели К нам синицы прилетели.А во вторник, посмотри,Прилетели снегири.Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду.А в четверг со всех краёв -Стая жадных воробьев.В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.А в субботу на пирог Налетело семь сорок.В воскресенье, в воскресенье Прилетел к нам гость весенний -Путешественник-скворец...Вот и песенке конец.З. АлександроваСпинкою зеленовата,Животиком желтовата,Чёрненькая шапочкаИ полоска шарфика.(Синица)Вот птичка так птичка,Не дрозд, не синичка,Не лебедь, не уткаИ не козодой.Но эта вот птичка,Хоть и невеличка,Выводит птенцовТолько лютой зимой.(Клёст)Красногрудый, чернокрылый,Любит зёрнышки клевать,С первым снегом на рябинеОн появится опять.(Снегирь)Зимой на ветках яблоки!Скорей их собери!И вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это ...(Снегири)Найдешь её в своём дворе,Она на радость детворе.Ты обижать её не смей!Эта птичка - ...(Воробей)Чик-чирик!К зёрнышкам прыг!Клюй, не робей!Кто это?(Воробей)Днём спит,Ночью летает,Прохожих пугает.(Филин)Трещала с самого утра:"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"А что пора?Какая с ней морока,Когда трещит ...(Сорока)Непоседа пёстрая,Птица длиннохвостая,Птица говорливая,Самая болтливая.Вещунья белобока,А зовут её ...(Cорока)Всю ночь летает -Мышей добывает.А станет светло -Спать летит в дупло.(Сова)Всё время стучит,Деревья долбит.Но их не калечит,А только лечит.(Дятел)Я по дереву стучу,Червячка добыть хочу,Хоть и скрылся под корой- Все равно он будет мой!(Дятел)Угадайте, что за птицаСвета яркого боится,Клюв крючком, глаз пятачком?(Сова)Кто в беретке ярко-красной,В черной курточке атласной?На меня он не глядит,Всё стучит, стучит, стучит.(Дятел)Приложение №6ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕТема: Исследование птичьего пераЦель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания  о птицах.Наглядный материал: картинка с изображением птицы, перо.Воспитатель задает детям вопросы.
  • Кто это?
  • Что есть у птицы?
  • Чем покрыты ее тело и крылья?
  • Зачем ей нужны перья?
  • На что перья похожи?
  • Что вы можете сказать о пере?