Танец как фактор физического и духовного развития ребенка
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Танец как фактор физического и духовного развития ребенка
Автор: Степанова Ольга Ивановна
Танец как фактор физического и духовного развития ребенка
В дошкольном учреждении №120 я работаю 25 лет. Целью моей работы является укрепление здоровья детей, воспитание физически развитых и творческих детей, соединение внутреннего состояния с внешним физическим действием. Несмотря на большую популярность физической культуры её пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. Исследования в Новосибирской области показали, что состояние здоровья населения, особенно детей и подростков ухудшается.
1. Физически здоровыми рождаются не более 14% детей.
2. 25-35% детей, пришедших в первый класс имеют хронические заболевания.
3. Только 10% выпускников средних школ можно считать практически здоровыми.
С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. Это значит, что дети не смогут в полном объеме воспринимать физическую и психическую нагрузку, которая предлагается здоровому ребенку.
В этой связи для меня стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка. В нашем ДОУ музыкально-ритмическими движениями дети начинают заниматься с трехлетнего возраста. Занятия ритмикой проходят два раза в неделю. Я разработала свою программу проведения музыкально-ритмических занятий. Одно занятие представляет собой концертную программу, где исполняются оригинальные концертные номера с использованием различных предметов (платочки, султанчики, хоп-мячи, массажёры, диски, модули и т.д.). Все упражнения исполняются под определенную музыку.
Выполняя движения на тренажёрах, дети массажируют рефлексные зоны стоп. Это способствует улучшению кровоснабжения и уменьшению стресса. Упражнения на тренажёрах для стоп выполняются под определенную музыку и представляют собой интересный танцевальный номер. Например, русская пляска Полянка.
Очень интересными и необычными получились упражнения на дисках. Дети выполняют движения стоя, сидя, на коленях, лёжа на животе и на спине. Упражнения совершенствуют координацию движений, равновесие, улучшают осанку. Дети с удовольствием крутятся на дисках, сами придумывают различные фигуры и движения. Например, танец на дисках Карусель.
Я также работаю по программе Ж. Е. Фирилёвой и Е. Г. Сайкиной Са-Фи-Дансе. Из этой программы я использую все разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.
В настоящее время в занятия по ритмике и танцам я добавила упражнения из раздела Ж. Е. Фирилёвой и Е. Г. Сайкиной Лечебно-профилактический танец Фитнес-данс (ЛПТ).
ЛПТ – комплексы упражнений оздоровительного танца, включающие упражнения коррекционной гимнастики и лечебной физкультуры (ЛФК), направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействующие оздоровлению различных функций и систем организма. Все комплексы танцевальных упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме.
Программа воспитания в детском саду выделяет два основных компонента двигательного режима: организованная и самостоятельная двигательная деятельность. Опыт моей работы показывает, что организованной формой двигательной активности детей в детском саду, наряду с физкультурными занятиями, являются занятия ритмикой, на которых дети усваивают новые движения, отрабатывают уже изученные. При этом очень важно обеспечить оптимальную физическую нагрузку и двигательную активность каждого ребенка, создать благоприятную среду для общения детей между собой. Иными словами, на ритмических занятиях основной задачей, которую я решаю, является укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
К частным задачам я отношу:
Оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
Совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей, а также мелкой моторики;
Содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой;
Формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;
Содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движении.
Основными средствами ЛПТ являются физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметами (мяч, гимнастическая палка, гантели и др.) и на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, фитболах и др.).
В упражнения общей направленности я включаю строевые упражнения, общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения суставной гимнастики, на растягивание и расслабление мышц и танцевальные упражнения. Я считаю, что комплексы физических упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы (формируют мышечный корсет), выносливости, подвижности в различных суставах.
В упражнения специальной направленности я включаю упражнения для формирования и закрепления осанки, профилактики плоскостопия, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, фитбол-гимнастику. Здесь я использую упражнения коррекционной гимнастики и лечебно-профилактической направленности.
Для того чтобы достичь хороших результатов я планирую каждое занятие, где ставлю цели и задачи. Чтобы повысить интерес к определенным движениям и танцам, я подбираю интересный музыкальный материал, использую игровую форму, применяю различные предметы (ленты, платочки, султанчики, мячики, цветы и т.д.).
Занятие начинается с организованного входа в зал под музыку (марш). Затем идет построение и сообщается задача.
Подготовительная часть занятия.
Моя задача этой части занятия состоит в том, чтобы подготовить организм ребенка, его центральную нервную систему, различные функции к работе, разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. В эту часть занятия я обязательно включаю строевые упражнения, так как строевые упражнения являются средством организации занимающихся и их целесообразного размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа, формируют навыки коллективных действий, поднимают эмоциональное состояние детей.
На занятиях по ЛПТ я применяю различные строевые приемы: построение и перестроение, передвижение, размыкание и смыкание. К строевым приемам я отношу команды, строевая стойка, повороты на месте, расчет. Они выполняются по командам:
Становись;
Равняйся;
Смирно;
Вольно;
Разойдись;
По порядку рассчитайся;
Направо;
Налево;
Кругом;
Шагом марш и др.
Построения и перестроения дети выполняют в колонну, в шеренгу, в цепочку, в круг, в круги (несколько), в несколько колонн и шеренг, из одной шеренги в две и т.д.
Также в подготовительную часть занятия я включаю общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения – это движения отдельными частями тела или их сочетания. С их помощью я стараюсь оказывать разностороннее воздействие на организм ребенка: развивать двигательные способности, формировать правильную осанку, избирательно воздействовать на отдельные группы мышц. Например, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц шеи, для туловища и ног.
В основной части занятия я решаю задачи общей и специальной направленности средствами танца, танцевальных этюдов, танцевальных движений, куда включаю и разучиваю специальные коррекционные движения, совершенствую технику и стиль их выполнения, отрабатываю согласованность движения с музыкой. Большое внимание в этой части занятия я уделяю упражнениям и танцам для формирования и закрепления осанки, так как осанка является одним из важных слагаемых здоровья ребенка, а её нарушение отрицательно сказывается на работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем, искажает форму тела и становится причиной нарушения обменных процессов. Признаками неправильной осанки являются: опущенная или излишне запрокинутая назад голова, сведенные вперед плечи, сутулая спина, запавшая грудная клетка, выпеченный живот, распластанные стопы и ассиметричное положение контуров правой и левой стороны тела. Чаще всего у детей встречаются такие нарушения осанки, как: сколиоз, кифоз, лордоз. В своей работе я использую разнообразные упражнения для формирования правильной и коррекцию нарушенной осанки. Наиболее интересными и полезными получаются упражнения с предметами:
С гимнастической палкой;
С обручем;
С грузом на голове.
После выполнения этих упражнений я предлагаю детям выполнить контрольное упражнение для проверки навыка осанки. Сохраняя правильное положение тела и удерживая груз на голове (мешочек с песком, книга и т.д.), ребенок должен выполнить упражнение стоя или в движении. Часто устраиваем соревнования, а побеждает тот, кто ни разу не уронил предмет с головы.
Также в основной части занятий я использую эластичные надувные мячи большого размера – фитболы. Фитбол в переводе с английского означает мяч для опоры, который используется в оздоровительных целях.
Меня заинтересовало занятие в фитболе тем, что в отличие от общепринятых методик упражнения на таких мячах позволяют создать наиболее оптимальные условия для правильного положения туловища и гармоничной тренировки основных групп мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации.
В нашем детском саду есть такие мячи, и я с большим удовольствием предлагаю детям потренировать свой вестибулярный аппарат. Гимнастические мячи разного диаметра я использую для партерной гимнастики, а на хоп-мячах дети выполняют танцевальные упражнения и игры.
Разнообразие танцевальных упражнений и яркая игровая психо-эмоциональная окраска делают занятия на фитболе наиболее приемлемыми и любимыми детьми.
В заключительной части занятия я решаю задачи восстановления сил в организме детей после физической нагрузки за счёт уменьшения количества упражнений. Даю детям упражнения в спокойном темпе, упражнения на растягивание и расслабление мышц в различных положениях (стоя, лёжа). Использую игры, творческие задания и танцевальные упражнения малой интенсивности.
В конце занятия задаю вопрос о том, что нового и интересного дети узнали, поощряю за достигнутые успехи.
По результатам диагностического отслеживания уровня музыкального и психомоторного развития детей получила следующие результаты:
На конец первого года обучения:
по музыкальности с низким уровнем – 55% детей, средний уровень – 45% детей;
эмоциональная сфера с низким уровнем – 22% детей, средний уровень – 78% детей;
память с низким уровнем – 11% детей, средний уровень – 89% детей;
координация движений – низкий уровень 22%, средний уровень – 78%.
На конец второго года обучения результаты улучшились, с низким уровнем детей я не выявила:
музыкальность: средний уровень – 89%, высокий уровень – 11%;
эмоциональность: средний уровень – 89%, высокий уровень – 11%;
память: средний уровень – 66%, высокий уровень – 34%;
координация движений: средний уровень – 66%, высокий уровень – 34%;
На конец третьего года обучения я получила следующие показатели:
музыкальность: средний уровень – 37%, высокий уровень – 63%;
эмоциональность: средний уровень – 34%, высокий уровень – 66%;
память: средний уровень – 11%, высокий уровень – 89%;
координация движений: средний уровень – 11%, высокий уровень – 89%;
Благодаря такой работе я добилась следующих результатов:
Дети третьего года обучения умеют передавать характер музыки, самостоятельно начинать и заканчивать движения вместе с музыкой;
Выразительно передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление и др.);
Улучшение памяти по способности запоминать музыку и движение (музыкальная, зрительная и двигательная память);
Заметное улучшение координации и ловкости движений, точности исполнения движений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, беге в гимнастике и танце.
Но самое главное, стараюсь выявить способности каждого ребенка для того, чтобы через них развивать и укреплять чувство удовлетворенности от движения, прививать любовь к музыкально ритмическим движениям и танцам. Кроме основных занятий по ритмике я провожу утреннюю гимнастику (танцевальную) два раза в неделю в зале, а летом на улице. Утренняя гимнастика проводится в течение всего учебного года. В комплексы включаю коррекционные движения в танцевальной и игровой форме с учётом возрастной группы.
Большая работа совместно с родителями ведется по созданию и пошиву костюмов для танцев. Я разрабатываю эскизы костюмов и крою, а родители помогают мне шить.
Дети, занимающиеся ритмикой и танцами, принимают участие во всех проводимых в детском саду мероприятиях. Каждый год у нас проходит Праздник танца. Это мероприятие стало в нашем ДОУ хорошей традицией. Оно собирает большое количество детей и родителей. Все хотят посмотреть на юные таланты.
Наши юные танцоры выступают не только в детском саду, но и на других сценических площадках. Вот уже 23 года в нашем детском саду существует танцевальный коллектив Солнышко. Дети выступали в Доме Молодежи Юность, в Доме Ученых на празднике Дети солнца и на празднике День славянской культуры, в турецком культурном центре, в фольклорном доме Красота, в бизнес-школе Медиа на межрегиональном фестивале по экономике, в Институте Катализа, в военкомате, в ДК Академия, в ДК Приморский. Ежегодно выступаем перед ветеранами поликлиники №14 в День пожилого человека. Много лет подряд на базе детских садов ФАНО проходит фестиваль детских талантов Весенняя капель. Танцевальный коллектив Солнышко является постоянным участником этого замечательного праздника. В репертуаре коллектива разнохарактерные танцы: народные, бальные, классические, современные. Мы стараемся порадовать зрителей интересными танцами и красивыми костюмами. Наш танцевальный коллектив имеет награды и благодарности.
Заключение
За 25 лет работы в детском саду я уверенно могу сказать, что занятия ритмикой и танцами оказывают большое влияние на физическое и эмоциональное развитие детей, укрепляют здоровье, совершенствуют психомоторные способности, развивают творческие и созидательные способности. Такая форма занятий, где пластика тела и музыка соединяются в целое, помогает раскрыть потенциальные способности ребенка, создает разностороннюю, творческую личность.
Могу отметить, что за три года занятий у детей заметно улучшается осанка, они становятся более организованными, дисциплинированными, свободно ориентируются в пространстве, легко выполняют движения свойственные их возрасту, чувствуют и понимают музыку.
Разнообразная программа танцевально-ритмических занятий, которую я усовершенствую каждый год, воспринимается детьми легко и с большой отдачей. Детям нравится танцевать, выполнять различные творческие задания и они с большим удовольствием посещают занятия.
Результаты моего труда можно увидеть на методических объединениях, проходящих в нашем ДОУ, в которых я принимаю участие. Дети танцуют на всех праздниках и утренниках, выступают в других учреждениях.
В дальнейшей своей работе хочу уделить больше внимания на выполнение в танце хлопков в ладоши, передающих ритмический рисунок музыки. Также хочу больше уделить внимания организованным и быстрым движениям в строю, точным, без суеты и толкотни, а также двигаться, не мешая друг другу и соблюдая определенный строй.