Приобщение детей к истокам русской культуры. Тематическое занятие по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе по теме: «Я живу в России»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приобщение детей к истокам русской культуры. Тематическое занятие по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе по теме: «Я живу в России»
Автор: Овчаренко Эльвира Павловна
Занятия в детском садуТематическое занятие по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе по теме: «Я живу в России»Программное содержание:Образовательные:Познакомить с глобусом и картой.Углублять и уточнять представления о России.Расширять представления о родном крае.Знакомить с растениями, животными, птицами родного края.Развивающие:Развитие интереса к истории России, литературному наследию.Развитие внимания, памяти, воли.Обогащение словаря: материк, Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида; большая и малая родина; Рождество, Пасха, Масленица.Воспитательные:Воспитывать любовь к большой и малой родине.Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься и играть сообща.Материал: глобус, карта России, русские национальные костюмы; лукошко, лапти, матрёшка, изделия народных промыслов /гжель, дымка, городец и тд./; картина с изображением Москвы; пейзажи с изображением леса, реки и картинки: деревья, ягоды, рыбы, животные, птицы; портреты русских писателей и поэтов, их книги; русские народные сказки; магнитофон и аудиозапись: голоса птиц, песня «Родные места».Ход занятия: 1. Орг. момент:По русскому обычаю встречаем детей и гостей./воспитатель в русском костюме вносит хлеб/- Здравствуйте гости дорогие!- Милости просим!- Хлеб вам и соль. / Дети садятся на стульчики/2. Подготовка к восприятию:Дети, послушайте загадку:Ни начала, ни конца,Ни затылка, ни лица.Знают все и млад, и стар,Что она большущий шар!!!/ЗЕМЛЯ/- А это модель планеты Земля – глобус. Земля – голубая планета, так как большую часть на ней занимают реки, моря, океаны. Кроме этого, на глобусе изображены материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.(показ глобуса)- На планете Земля живёт много людей. Каждый живёт в своей стране.- Как называется страна, в которой мы живём? /Россия/- А это карта нашей страны России. Карта – это чертёж, на котором изображена наша страна. На ней есть названия городов, рек, озёр, морей, гор.- Дети, назовите города России.- Главный город России - Москва. Москва – столица нашей родины. В этом городе находится правительство государства, президент страны – Д.А. Медведев.- Дети, а какими словами вам хотелось бы называть нашу родину?/большая, необъятная, огромная, красивая, непобедимая. Любимая, родная/- Русские люди ласково называют Россию «Россия – матушка». Народ придумал много фраз и пословиц о Родине.- Вспомните и доскажите до конца…….1. Родина любимая – мать родная.2. Человек без Родины – что соловей без песни.3. Одна у человека мать – одна у него и Родина.4. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.3. Ознакомление с родной страной.- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по России. Наша страна необъятная, на чем же можно путешествовать по России?Путешествие у нас превосходное:Авио-мото – самолето-пароходное!- Алло, аэропорт! Нам срочно нужны большие самолёты. Мы хотим совершить путешествие по стране.- Дети, по самолётам!Мы взлетаем!ФИЗКУЛЬТМИНУТКАРуки в стороны, в полётОтправляем самолёт.Правое крыло вперёд,Левое крыло вперёд.Раз, два, три, четыреПолетел наш самолёт.Первая станция «Историческая»-У каждого народа есть свои исторические национальные костюмы./показ и объяснение/-Издавна Россию называют Русью. Что такое Русь?Рассказ:Моя соседка – Анна Ивановна как-то внесла в дом горшок с цветком и говорит: «Цветочек – то погибал, а я поставила его на Русь – он и зацвёл.»«На Русь?» - переспросила я. «На Русь»- ответила соседка.- Что же такое Русь? Русью светлое место зовётся: русые волосы, русый парень, спелая рожь. Русь – это страна, где много рек и озёр, а русский человек – живущий у воды. /С.Романовский «Русь»/- Какие праздники отмечают на Руси с древних времён?/Рождество, Пасха, Масленица/-Как называется корзинка в России? /лукошко/- Какую обувь носили русские крестьяне? /лапти/-Какой сувенир считается символом России?- Какие промыслы и ремёсла существуют в России с древних времён и до наших дней?- Какие блюда русской кухни вы знаете?Щи да каша пища наша!- А наше путешествие продолжается на автомобилях.Путешествие у нас превосходное:Авио-мото – самолето-пароходное!Вторая станция «Литературная»- Дети, назовите русских писателей и поэтов.-Назовите русские народные сказки.- Путешествие по России продолжается на пароходе /дети изображают пароход/Воспитатель читает стихотворение:Вижу чудное приволье,Вижу нивы и поля.Это русское раздолье,Это русская земля!Вижу горы –Вижу реки и моря-Это русские картиныЭто родина моя!/аудиозапись: голоса птиц/Слышу песни жаворонка,Слышу трели соловья –Это русская сторонка –Это Родина моя!Третья станция «Лесная»- Россия богата лесами. Какие деревья растут в лесах России? Какие животные? Какие ягоды? Какие птицы? Какие рыбы? Дидактическая игра «Река»/аудиозапись «Родные места» Юрия Антонова/- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, город, улица, дом, где он родился.На карте мира не найдешьТот дом, в котором ты живёшь,И даже улицы роднойМы не найдём на карте той!- Но есть карта г. Дубны./рассматривание карты/- А на какой улице живете вы?Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!Слышишь голос соловья - ………………….Видишь звёздочки Кремля -………………...Детский сад, где все друзья -……………….Руки матери твоей, шум ветвей, и звон дождей,И в лесу смородина – это тоже Родина!!!- В детском саду дети любят играть в русские народные игры Игра «Гори, гори ясно!»- Посмотрите, к нам в детский сад заглянуло солнышко.Солнышко, ты в блеске и теплеПроплываешь у любых ворот.Где всего прекрасней на землеИ какой понравился народ?Каждый, шепчет солнышко, хорошНе могу обидеть никого.А где ты родился и растёшьТам, дружок, прекраснее всего.Горы, море или ширь полейРодина!Она всего милей!Дети! берегите и любите свою родину, свой родной край!!!