«Родственные слова»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Родственные слова»
Автор: Киселёва Людмила Константиновна

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1699»Управления делами Президента Российской ФедерацииКонспект открытого занятия по коррекции нарушений письменной речина тему «Родственные слова»Подготовила:учитель-логопедКиселёва ЛюдмилаКонстантиновна Москва, 2018Цель: обучение навыку образования родственных слов.Задачи: 1) познакомить детей с понятием «родственные слова», закрепить понятие «корень слова»;2) обучать детей образовывать родственные слова;3) закрепить умение вычленять общую часть родственных слов;4) закрепить навык самостоятельного подбора родственных слов;5) развивать слуховое и зрительное внимание;6) воспитывать у школьников интерес к коллективной и индивидуальной работе; воспитывать у учащихся умение выслушивать, дополнять и оценивать ответы друг друга; воспитывать положительные взаимоотношения в группе на занятии.Оборудование: демонстрационный материал (предметные картинки, слова-таблички, плакаты – «домики» для задания «Найди родственника», плакаты-деревья для задания «Вырастите своё дерево»), карточки с цветными фигурами для игры «Море волнуется – раз», карточки с командными заданиями, карточки-подсказки, плакаты - «кроссворды», песочные часы, синие ручки, колокольчик, тетради в косую линейку, простые карандаши, чёрные маркеры.Категория обучающихся: 3 класс.Ход занятияI. Организационный моментЛогопед (приветствие): «Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас с вами будет необычное занятие».Звенит колокольчик.Логопед:Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок.Мы за парты тихо сели,И на доску посмотрели.II.Основная часть урока1) Знакомство с темой урока, объяснение нового материалаНа доске – предметная картинка «рыба», рядом с предметной картинкой – таблички с родственными словами к слову «рыба». Эти слова крепятся на доске (на магнитах) и обращены к ученикам обратной стороной. По мере того, как учащиеся правильно отвечают на вопросы логопеда – одна за другой переворачиваются данные таблички.Логопед: - Ребята, обратите внимание: на доске – картинка. - Что изображено на картинке? (Рыба) - Сейчас мы будем образовывать новые слова, в каждом из них должна повторяться частичка «рыб».Вопросы логопеда: - Представьте, что это не большая, а совсем маленькая рыба. Как изменится наше слово «рыба»? (рыбка, рыбёшка)- Как мы называем человека, который ловит рыбу? (рыбак)- Как называется процесс, когда ловят рыбу? (рыбалка) - - Что общего во всех этих словах? Назовите повторяющуюся общую часть в этих словах? Это корень слова. Корень – это общая часть слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковыми корнями – называют родственными.Логопед просит повторить нескольких детей, что такое – «родственные слова».Логопед: - А теперь мы разделимся на 2 команды. С этого момента вы будете соревноваться между собой, стараясь правильно выполнять все задания. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать очко (стикер в виде смайлика). Побеждает та команда, которая набирает большее количество очков.2) Закрепление понятия «родственные слова»а) Игра «Найди родственника»Работа у доски.На доске – плакаты, на которых слова распределены в 2 столбика. Участникам команд необходимо найти и соединить маркером родственные слова из разных «домиков» и обозначить корень родственных слов.Логопед: - На доске перед вами – 2 домика со словами. Найдите слова-родственники. Соедините их линиями и обозначьте корень родственных слов.1 команда2 командаб) Игра «Ловушка»Задание выполняется за партами.Логопед выдаёт каждой команде карточки с заданиями. Участникам команд предлагается: прочитать предложенные пары слов, обозначить корень и определить, являются ли родственными слова в каждой из пар и объяснить свой ответ.1 команда
  • Кот – котик.
  • Нос – носить.
  • Звон – звонить.
  • 2 команда
  • Горе – горы.
  • Лень – ленивый.
  • Боль – больной.
  • 3) Физкультминутка. Подвижная игра «Море волнуется – раз…»4) Закрепление навыка подбора родственных слова) Игра «Разгадай кроссворд»Логопед вывешивает на доску листы, на которых помещены кроссворды.Каждой команде раздаются карточки-подсказки. Согласно им – участники команд должны отгадать родственные слова и правильно заполнить кроссворд1 команда 2 командаКарточка-подсказка для 1 команды:
  • Назовите человека, который готовит еду? овар)
  • Ответьте на вопрос: «Что должен делать повар?» арить)
  • Как называется чай для заваривания? аварка)
  • Карточка-подсказка для 2 команды:
  • Скажите ласково! (Грибок)
  • Ответьте на вопрос: «Какой?» (Грибной)
  • Люди-любители собирать грибы в лесу. (Грибники)
  • Б) Игра «Вырастите дерево»Логопед раздаёт каждой команде плакат, на котором изображено дерево. У корней дерева написан «корень» слова. Логопед: Сейчас я раздам каждой команде карточку с изображённым на нём деревом. Чтобы каждое ваше дерево выросло крепким, могучим и высоким, напишите на его зелёных листьях родственные слова. Ведь когда у нас в семье много родственников – это так приятно, мы этим можем гордиться. Мы всегда можем рассчитывать на помощь и поддержку наших родных. Ваши деревья будут расти быстрее, станут высокими и могучими, если у них тоже появятся веточки с листочками-родственниками.1 команда: дерево с корнем -ход-.2 команда: дерево с корнем –лес-.Логопед вывешивает плакаты-«деревья» на доску, приглашает команды встать у доски у своих плакатов-«деревьев» и зачитать родственные слова, которые были подобраны участниками каждой команды и записаны на листочках каждого дерева.III. Итог урока- Подведение результатов урока-соревнования (подсчитывается количество стикеров каждой команды, полученное за каждое правильно выполненное задание).- Какая была тема урока?- Какие слова мы называем – родственными?IV. Оценка работы учащихсяЛогопед: - Обе команды с интересом, правильно и точно выполняли все задания. Спасибо за работу на занятии!