Формирование у учащихся грамматических и фонетических навыков, необходимых для общения на элементарном уровне в реальных жизненных ситуациях
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование у учащихся грамматических и фонетических навыков, необходимых для общения на элементарном уровне в реальных жизненных ситуациях
Автор: Приходько Виктор Александрович
Формирование у учащихся грамматических и фонетических навыков, необходимых для общения на элементарном уровне в реальных жизненных ситуациях
Приходько В.А.
ГБОУ Школа №1460,
г.Москва
Обучение грамматической стороне речи является одной из важнейших составляющих процесса обучения иноязычному общению, поскольку именно благодаря наличию прочно сформированных грамматических навыков обеспечивается полноценное речевое взаимодействие партнеров по общению.
Не случайно проблема формирования грамматических навыков нашла свое отражение в большом количестве психологических, лингвистических и методических исследований, посвящённых: изучению природы и структуры грамматического навыка, отбора и организации грамматического материала; поиску адекватных средств и способов формирования грамматических навыков говорения в различных условиях и на различных этапах обучения; разработке типов и видов упражнений для формирования грамматических навыков и т.д.
При этом не существует единой точки зрения на природу и структуру речевого грамматического навыка, соответственно, условия формирования грамматических навыков определяются по-разному, а номенклатура предлагаемых средств и способов их формирования варьируется. Это объясняется, в частности, тем, что при обучении грамматической стороне речи происходит ориентация не на особенности и закономерности функционирования речевых, а языковых грамматических навыков. Как показывает опыт, это приводит к отсутствию у обучаемых способности свободно осуществлять выбор грамматических средств для выражения своего коммуникативного намерения в условиях меняющихся ситуаций общения. В связи с этим требуется дальнейшее изучение проблемы формирования грамматических навыков.
Специфика обучения грамматической стороне речи свидетельствует также о необходимости разработки специальных методов организации процесса овладения грамматическими навыками на ситуативной и функциональной основе; уточнение требований, касающихся как моделирования упражнений и организации учебного процесса, так и требований, касающихся отбора и организации материала для обучения грамматической стороне речи.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения [Бабанский1981:36].
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
Первое наиболее полное описание системы методов, сложившихся в 60-е годы, дал Е.Я. Голант. Позже по вопросам классификации методов в структуре общих работ по дидактике выступили М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Б.П. Есипов, М.А. Данилов и др. Обстоятельный обзор всех классификаций методов провел Ю. К.Бабанский, предложивший и свою классификацию методов.
Е.Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся. Он разделил все методы обучения на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность. К пассивным он отнес те методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация), а к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (работа с книгой, лабораторный метод) [Голант 1957:65].
Весьма интересную организационную классификацию предложил Ю.К. Бабанский. Он впервые выделил особую группу методов - методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Эти методам ранее не уделялось должное внимание, а между тем они широко используются практически и оказывают громаднейшее влияние на эффективность процесса обучения.
По Ю.К. Бабанскому можно классифицировать методы обучения по трем основным направлениям [ Бабанский 1981:37]:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (табл. 1);
2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (табл. 2);
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (табл. 3).
Таблица 1
1 группа методов работы с обучающей информацией
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности
По логике передачи и восприятия информации
По степени самостоятельности мышления
По степени управления учебной работой
Словесные
Индуктивные
Репродуктивные
Под руководством преподавателя
Наглядные
Дедуктивные
Проблемно-поисковые
Самостоятельная работа обучаемых
Практические
Таблица 2
2 группа методов работы с обучающей информацией
Методы стимулирования интереса к учению
Методы стимулирования ответственности и долга
Познавательных игр
Убеждения в значимости учения
Учебных дискуссий
Предъявления требований
Создание эмоционально-нравственных ситуаций
Организационно-деятельностные игры
Поощрения и наказания
Таблица 3
3 группа методов работы с обучающей информацией
Методы устного контроля и самоконтроля
Методы письменного контроля и самоконтроля
Методы практического контроля и самоконтроля
Индивидуальный опрос
Письменные контрольные работы
Машинный контроль
Фронтальный опрос
Письменные зачеты
Контрольно-лабораторный контроль
Устные зачеты
Письменные экзамены
Устные экзамены
Письменные работы
Данная классификация методов обучения является, по нашему мнению, наиболее целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль). В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие, осмысление и практическое применение. Она учитывает все основные функции и стороны методов, выявленные к данному периоду педагогической наукой, не отбрасывая не одну из них. Указанная классификация не просто механически соединяет известные подходы, а рассматривает их во взаимосвязи и единстве, требуя выбора их оптимального сочетания. Наконец, предлагаемый подход к классификации методов не исключает возможности дополнения его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения.
Необходимо отметить, что каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения.
Развитие гуманитарных наук, и в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что человек нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальных особенностей. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения.
Появление каждой новой группы методов обучения означает, что человечество нашло и пытается освоить еще одну неиспользованную область возможностей. Опора на слово, попытки формирования мотивации, идея развития - все это значительные вехи в истории развития науки о процессе обучения. Изучение указанных методов позволяет сделать некоторые выводы об эффективности их применения:
Ни один отдельно взятый метод обучения не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме.
Ввиду того что ни один из методов не является универсальным, хороших результатов в обучении можно добиться только при использовании комплексного подхода в обучении.
Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель.
В поиске наиболее эффективных средств организации процесса формирования грамматических навыков необходимо определить, какие именно средства формирования речевых навыков можно считать адекватными поставленной цели.
Подлинными средствами обучения являются упражнения. Именно благодаря упражнениям достигаются цели обучения. В методике обучения иностранным языкам было предпринято множество попыток разработать типы и виды упражнений для формирования грамматических навыков говорения (И. Л. Бим, В.А. Бухбиндер, Н.Д. Гальскова, Н.А. Грузинская, М.С. Ильин, Я.М. Колкер, Б.А. Лапидус, Е.И. Пассов, И.В. Рахманов, Г.В. Рогова, И.Д. Салистра, В.Л. Скалкин, Е.Л. Соловова, С.Ф. Шатилов, Э.Л. Шубин, B.C. Цетлин и другие).
Наиболее оптимальной можно считать типологию упражнений, предусмотренную Е.И. Пассовым, в соответствии с которой формирование грамматических навыков происходит за счёт последовательного использования условно-речевых упражнений с последующим переходом на речевые.
Итак, мы можем определить УРУ (условно-речевые упражнения) как наиболее эффективное средство для формирования грамматических навыков.
В основу УРУ положены 3 принципа: использование речевой задачи в качестве установки; аналогия в образовании и усвоении формы; параллельное усвоение формы и функции при ведущей роли последней, реализация которых позволяет обучаемому с самого начала процесса автоматизации осуществлять действия по имитации, подстановке, трансформации и репродукции структуры в условиях, максимально моделирующих элементы речевого общения[Пассов1983:151-152].
Коммуникативное намерение определяет роль говорящего как участника общения и обозначает конкретную цель ее высказывания: т.е. спрашивает ли он, или утверждает; призывает, осуждает или одобряет и т.д. Другими словами коммуникативные намерения является регулятором вербального поведения партнеров, именно по этому коммуникативные намерения становится не только объектом пристального изучения, но и объектом обучения при овладении говорением на иностранном языке [Зимняя 1978:71]. Достоинством упражнений данного вида является то, что автоматизация грамматических структур происходит в речевых условиях, на функциональной основе, а также то, что они изначально ориентированы на развитие механизма порождения речевого высказывания.
В целом, мы можем констатировать наличие разнообразных подходов к определению типологии упражнений для формирования грамматических навыков.
На своих уроках использую трёхуровневый курс практической грамматики английского языка для начальной школы Стюарта Кокрейна – Macmillan Primary Grammar. Структура и содержание курса позволяют использовать его в качестве дополнительного учебного пособия по грамматике к любому УМК для начальной школы. Это мечта учителей, учеников и родителей. Процесс обучения построен по принципу от простого к сложному.
Уроки курса четко структурированы. Все правила и грамматические явления описаны на русском языке. Знакомство и включение в систему знаний новой грамматической структуры происходит естественным путем. Сначала учащиеся слышат –легко запоминаемые занимательные диалоги, потом знакомятся с правилами и выполняют упражнения на узнавание новой грамматической структуры , а затем употребляют ее в предложениях или тексте. В каждом разделе есть коммуникативные упражнения, в которых грамматические явления отрабатываются в реальном контексте. В коммуникативных упражнениях учащиеся работают по заданной модели, отрабатывая в речи изучаемую грамматическую структуру.
Этот курс предлагает учащимся увлекательные скороговорки ( которые весьма эффективны при отработке произношения, словесного и фразового ударения), потрясающие грамматические игры , а также CD-ROM. Включение ИКТ в учебный процесс играет огромную стимулирующую роль в изучении иностранных языков:Современная компьютерная техника, самостоятельная работа с ней, необходимость принимать решения путем выбора, анимация, музыка, игровые моменты, наглядная демонстрация обучаемому его успеха –все это вызывает живой интерес у обучаемых, а главное , способствует мотивации учебной деятельности по овладению иностранным языком [Ильина, 2002:72 ]
Использование интерактивных упражнений CD-ROM позволяет формировать не только грамматические и лексические навыки, но и навыки аудирования и правильного произношения.
На уроках учащиеся слушают диалог, произносят реплики и записывают себя, воспроизводят запись, что позволяет им услышать собственное произношение и интонацию. С помощью подобных упражнений развивается важный надпредметный навык- самоконтроля.
Использование CD-ROM на уроках способствуют развитию мотивации к дальнейшему изучению английского языка, созданию психологического комфорта на уроке , активизации познавательного интереса , созданию ситуации успеха, развитию речевых умений , формированию грамматических , лексических, фонетических и произносительных навыков.
Большое количество разнообразных и интересных заданий для парной и групповой работы способствует развитию у учащихся коммуникативных умений, а также компенсаторных умений и навыков .
Регулярное, систематическое повторение и обобщение пройденного материала в разделе Давай повторим!(Put it Together!) позволяет учащимся с разными языковыми способностями максимально полно усвоить пройденный материал. Упражнения данного раздела направлены на закрепление навыков правильного употребления изученных грамматических структур.
Работа с такими пособиями способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка.
Основной целью этапа формирования грамматических навыков говорения является формирование таких качеств грамматического навыка как автоматизированность, гибкость, устойчивость, сознательность, относительная сложность. Достижение данной цели возможно, если управление указанным процессом будет осуществляться в соответствии со стадиальностью, учитывающей комплексный подход в овладении речевым грамматическим навыком и предусматривающей развитие механизмов, лежащих в основе функционирования грамматического навыка.
Библиография
Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение,1981.
Голант Е. Я. Методы обучения в советской школе. - М.: Просвещение, 1957.
Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.- М.: Просвещение, 1978.
Ильина О.В. Оптимизация самостоятельной работы студентов по овладению иноязычной речевой деятельностью с помощью компьютерных технологий. Дис.на … канд.пед.наук.Смоленск,2002
Пассов Е. И. Теоретические основы обучения иноязычному говорению. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1983.