Здоровьесберегающие технологии ДОУ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие технологии ДОУ
Автор: Лобанова Анна Леонидовна
Здоровьесберегающие технологии ДОУ
проект
Исполнитель:
Лобанова Анна Леонидовна
Воспитатель МАДОУ Детский сад №35 компенсирующего вида г.Печора
Содержание
Аннотация проекта______________________________________________3
Актуальность__________________________________________________4
Новизна_______________________________________________________5
Цель и задачи__________________________________________________7
Рабочий план__________________________________________________9
Оценка результатов____________________________________________11
Ожидаемый результат__________________________________________12
Литература_________________________________________________ _13
2
Аннотация проекта
Наименование проекта – Здоровьесберегающие технологии ДОУ.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье дошкольников волнует всех родителей детей в возрасте от 0 до 7 лет. Ведь именно в этом возрасте врачи и педагоги обращают внимание на любые отклонения в психическом и физическом состоянии детей. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Фундамент здоровья создаётся именно в дошкольном возрасте, именно на этом должны сосредоточить внимание врачи, педагоги, родители.
Целью проекта формирование у дошкольников основ здорового образа жизни через единый комплекс здоровьесберегающей деятельности ДОУ.
Реализация проекта предусматривает следующие этапы:
Первый этап (июнь – август 2016г.) – поисковый.
Второй этап (сентябрь 2016 г.) – аналитический
Третий этап (октябрь 2016 г. – апрель 2017 г.) – практический.
Четвертый этап (апрель 2017 г.) – презентационный.
Пятый этап (май 2017 г.) – обобщающий.
Ожидаемый результат – в результате реализации проекта предполагается, что у детей сформируются основы к здоровому образу жизни.
Участники проекта – воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта – 2016 -2017 учебный год.
Актуальность проекта и постановка проблемы
В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка.
По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, инвалидности.
Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения.
Согласно данным ВОЗ соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:
Условия и образ жизни, питание— 50%
Генетика и наследственность— 20%
Внешняя среда, природные условия— 20%
Здравоохранение— 10%
Здоровье закладывается в геноме человека от генов родителей. На здоровье также влияют:
питание
качество окружающей среды
тренировка (спорт, занятия физкультурой, зарядка)
В последнее время ухудшилось здоровье жителей России, особенно детей.
По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35–40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся.
Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами: наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; снижение двигательной активности и др.
Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их развития. В связи с этим возникла необходимость оптимизации здоровьесберегающей деятельности ДОУ.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.
Важную роль в укреплении и сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на: достаточной двигательной активности, смене видов деятельности, соблюдении режима дня, правильном и рациональном питании, первичных знаниях о своем организме и способах его укрепления.
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к информации, к воздействиям окружающих, поэтому целесообразно использовать здоровьесберегающие технологии для обучения основам здорового образа жизни.
Здоровые привычки формируются с раннего детства, поэтому необходимо проводить просветительскую работу по основам здорового образа жизни с родителями и близким окружением.
Рациональным способом решения данной проблемы станет организация проекта Здоровьесберегающие технологии ДОУ. Проект Здоровьесберегающие технологии ДОУ направлен на обучение и развитию основ здорового образа жизни, поддержку формирования полезных привычек, установок на здоровый образ жизни.
5
Новизна проекта
Формируя основы здорового образа жизни, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что здоровье человека зависит от самого человека, человек несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья, поэтому забота о здоровье главное условие жизни.
Проект Здоровьесберегающие технологии ДОУ включает в себя формирование нравственного отношения к своему здоровью, желания и потребности быть здоровым; чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья через расширение знаний и навыков о здоровом образом жизни.
Проект Здоровьесберегающие технологии ДОУ уточняет и конкретизирует практические рекомендации специалистов по формированию здорового образа жизни детей старшей - подготовительной группы.
Новизна проекта состоит в том, что обоснована необходимость и возможность формирования интереса детей к здоровому образу жизни через здоровьесберегающие технологии, определены соответствующие пути и средства, разработана система занятий.
Доступность проекта Здоровьесберегающие технологии ДОУ проявляется в том, что он может быть использован воспитателями всех типов дошкольных учреждений.
6
Цель и задачи проекта
Целью проекта является формирование у детей основ здорового образа жизни через здоровьесберегающие технологии.
Задача
Приобщить детей к основам здорового образа жизни через здоровьесберегающие технологии.
Описание проекта
На этапе дошкольного детства складываются начальные основы здорового образа жизни: ребенок получает навыки самообслуживания, личной гигиены, накапливает представления о своем организме, о рациональном питании, закаливании организма, совершенствует двигательные навыки. Таким образом, уже в этот период формируется часть общей культуры человека о здоровье. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают здоровьесберегающими технологиями: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку важность сохранения и укрепления здоровья для жизни, помогают в формировании опыта здоровьесбережения.
В работе с дошкольниками по формированию познавательного интереса средствами здоровьесберегающих технологий в рамках основ здорового образа жизни должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь игр, комплексов различных видов упражнений, гимнастик (дыхательная, утренняя, гимнастика пробуждения и т.д). Использоваться в работе с детьми: физическая культура, комплексы закаливающих процедур, просмотр телепередач, экскурсии, беседы, оздоровительные минуты, сюжетно – ролевые игры, праздники, литературные произведения, самомассаж и д.р., т. е. здоровьесберегающие технологии различных видов деятельности ребенка.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают в себя физические упражнения, физминутки, гимнастику для глаз, пальчиковые упражнения, упражнения для осанки и т.д. Задача таких оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые ребёнку для укрепления осанки, снятия усталости т.д.
Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование познавательного интереса в рамках здоровьесберегающих технологий (знания о строении человека, правила личной гигиены, закаливание организма, двигательный режим).
Разработанный нами проект призван сформировать у ребенка осознанное правильное отношение к своему здоровью и окружающих, основы здорового образа жизни, с которыми знакомится в дошкольном детстве. И поможет нам в этом здоровьесберегающие технологии.
Реализация проекта предусматривает следующие этапы.
Поисковый этап (июнь – август .) - сбор информации. Сбор диагностик.
Аналитический этап (сентябрь .) – изучение и анализ опыта работы воспитателей по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ. Разработка и проведение диагностик: Определение характерных особенностей представителей животного мира, Времена года. Обработка полученных результатов.
Практический этап (октябрь – апрель ) - выполнение плана работы. Разработка сценариев мероприятий.
Презентационный этап (апрель ) - Предварительная оценка проекта, подготовка презентационных материалов.
Обобщающий этап (май .) - обобщение результатов работы, анализ и уточнение выводов по реализации проекта.
Разработчики проекта –Лобанова А.Л. воспитатель МАДОУ Детский сад № 35 компенсирующего вида г.печора.
Участники проекта – воспитанники старшей группы, воспитатели, инструктор АФК, родители.
Ресурсы:
Интеллектуальные и кадровые – воспитатели.
Информационные – литература по здоровьесберегающей тематике, интернет-ресурсы.
Технические – компьютер, принтер.
Организационные – организация занятий.
Экономические – денежные средства для приобретения расходных материалов.
Методы обучения:
Пассивные методы – рассказ, объяснение, беседы, выставки, электронная презентация.
Активные методы – закаливающие процедуры, двигательный режим, игры.
Сроки реализации проекта – учебный год.
Рабочий план реализации проекта
№
п/п
Сроки проведения
Мероприятия
Место проведения
Кто проводит
Ожидаемые результаты
Первый этап (июнь – август .) – поисковый
1
Июнь
Сбор информации.
МАДОУ №35
воспитатель
Постановка цели проекта, определение задач проекта, анализ ресурсов, определение способа разрешения проблемы.
2
Август
Сбор диагностик
Второй этап (сентябрь .) – аналитический
3
Сентябрь
Изучение и анализ опыта работы воспитателей по здоровьесберегающим технологиям
МАДОУ №35
воспитатель
Списки литературы по здоровьесберегающим технологиям.
Пошаговое планирование реализации проекта.
4
Сентябрь
Разработка и проведение диагностики Физическое развитие.
Диагностика детей.
5
Сентябрь
Обработка полученных результатов.
Сборник данных по диагностике.
Третий этап (октябрь – апрель ) – практический
6
Октябрь-апрель
Выполнение плана работы.
Разработка картотеки здоровьесберегающих технологий
МАДОУ №35
воспитатель
Методические рекомендации.
Сценарии мероприятий
Четвертый этап (апрель ) – презентационный
7
апрель
Предварительная оценка проекта, подготовка презентационных материалов.
МАДОУ №35
воспитатель
Презентация рабочего проекта на МО воспитателей МБДОУ
8
Проект Здоровьесберегающие технологии ДОУ
МАДОУ №35
воспитатель
Презентация проекта
Пятый этап (май ) - обобщающий
9
май
Обобщение результатов, анализ и уточнение, вывод по реализации проекта.
МАДОУ №35
воспитатель
Сборник методических рекомендаций.
Оценка результатов
Для конкретизации темы проекта в детском саду были проведены диагностика Физического развития.
В опросе принимали участие 20 воспитанников старшей –группы.
Ожидаемый результат
Реализация проекта позволит обеспечить элементарные основы здорового образа жизни.
В результате реализации проекта предполагается, что у детей сформируется основы здорового образа жизни, бережное отношение к здоровью, будет развиваться интерес к занятиям спорта, сформируется представления о важности здоровья для жизни человека.
Литература
Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л.С. Киселева. - АРКТИ, 2004.
Рунова, М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду [Текст]: учеб, пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М. А. Рунова. – М.: Мозаика - Синтез, 2000. – 256с.