Изменение функций современного учителя


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Изменение функций современного учителя
Автор: Бредихина Галина Николаевна

Изменение функций современного учителяМноголетний эксперимент подтвердил, что в школе нового типа может адекватно существовать учитель, ставящий во главу угла собственное профессиональное саморазвитие. У таких педагогов есть своя педагогическая позиция, позволяющая грамотно определять образовательные цели. В этой связи особую актуальность приобретает ценностное образовательное самоопределение. Под этим понятием понимается процесс постоянного наращивания педагогических средств для решения образовательных проблем, приводящий к становлению педагогического мастерства. Оно определяется многоаспектной деятельностью учителя в сферах профессионально-нравственной, воспитательной и диагностической культур. Также важное значение имеет педагогическое самообразование учителя. Это многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной педагогической деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования.Важной особенностью профессионализма учителя-мастера является знание предмета и эрудиция. В этой связи особую актуальность приобретают умения не просто воспроизведения заранее обозначенной программой информации, но и способности переноса этой информации в нестандартную ситуацию. В школе нельзя не учитывать, что потребности и установки человека определяют избирательность восприятия и мышления. Личностно-ориентированная образовательная концепция, о которой говорят современные ученые, требует от педагога высокого уровня знаний, в том числе и по различным аспектам психологии личности Учитель должен обладать высоким уровнем методического и педагогического мастерства. Под этим понятием понимаются следующие характеристики педагога: умение донести учебный материал до уровня понимания каждым учеником (способность работать в системе индивидуального и дифференцированного режима обучения детей); умение создать благоприятный психологический климат в ходе занятия, способствующий выработке у школьников положительной установки на занятие; обладание чувством юмора, умением управлять настроением всего класса Особенности личности учителя-мастера обусловлены обстоятельствами его профессиональной деятельности. В основе массовой школы лежит знаменитый принцип Я.А. Коменского: «обучение всех всему». Пытаясь научно оценить профессионально значимые качества, умения учителя, можно сделать вывод о доминировании следующих черт у учителя-мастера: доброжелательность, справедливость, моральная ответственность, профессиональная ответственность, толерантность, умение понять ученика, педагогический оптимизм, организаторские умения, эмоциональность, умение владеть собой, знание современных технологий обучения. Все вышеуказанные качества личности не являются статичными. Профессионализм учителя-мастера постоянно совершенствуется, а значит, появляются новые требования к его личности и профессиональной деятельности. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. Содержание профессиональной компетентности педагога определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика – это свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. Уровень профессиональной компетентности во многом обусловил уровень педагогического мастерства. Педагогическое мастерство, основанное на умениях, на квалификации - это знание педагогического процесса, умение его построить. Как считают многие педагоги, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Мастерство формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога. Коренным отличием структур знаний учителей-мастеров являются знание психологии детей и умелое применение методики благодаря этому знанию. Итак, профессиональная компетентность педагога, выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, составляет содержание педагогической культуры. Соответственно, культура специалиста - это его способность к развитию и совершенствованию своих творческих возможностей в решении нестандартных задач при осуществлении своих профессиональных ролей.Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе.Если посмотреть на программу профессионального потенциала педагога практически, то здесь на первый план выдвигается интегральное качество – учительское мастерство. Мастерство – это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки и искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания»Итак, мастер - это учитель, в совершенстве владеющий современными методами преподавания.Мастерство учителя выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.Важной особенностью профессионализма учителя-мастера является знание предмета и эрудиция.Учитель должен обладать высоким уровнем методического и педагогического мастерства. Под этим понятием понимаются следующие характеристики педагога: умение донести учебный материал до уровня понимания каждым учеником (способность работать в системе индивидуального и дифференцированного режима обучения детей); умение создать благоприятный психологический климат в ходе занятия, способствующий выработке у школьников положительной установки на занятие; обладание чувством юмора, умением управлять настроением всего класса.Педагогическое наблюдение и анализ урока (а также и самоанализ) – важнейший фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса. Посещение и анализ урока является и средством систематического всестороннего контроля за учебным процессом, и средством внедрения выводов и рекомендаций педагогической науки в массовую практику, и средством обучения будущих кадров.Анализ передового педагогического опыта показал, что в нем широко применяется несколько типов и видов анализа урока. Если систематизировать все их варианты на основе педагогической целесообразности, то мы можем говорить о четырех наиболее распространенных типах:
  • полный, 2) комплексный, 3) краткий, 4) аспектный. Каждый из них может иметь виды:
  • дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
  • Немаловажную роль педагогический анализ играет в совершенствовании мастерства каждого учителя. Грамотный анализ деятельности коллектива дает возможность каждому учителю увидеть связь между методами, которые он применял в течение прошедшего года, и достигнутыми результатами.Из такого анализа каждый учитель должен узнать, что в работе следует закрепить, а что устранить, каким путем избежать повторения ошибок.Педагогический анализ развивает общую культуру учителя, дает ему возможность глубоко изучить ученика, влияет на рост творческой активности учителя.педагогический мастерство учитель профессиональный компетентность ЗаключениеИзменения, проходящие в обществе, находят отражение в системе образования - возрастает значимость повышения квалификации педагогических кадров. Качество и эффективность урока зависят не столько от того, что знает учитель, но и от того, как он реализует свои знания. Мастерство учителя во многом зависит от умения анализировать свои и чужие ошибки. Без этого педагогическое мастерство не приходит к учителю вообще либо приходит чрезвычайно медленно. Постоянное совершенствование своей работы, и в частности уроков, позволит молодому учителю довольно скоро стать очень хорошим специалистом.Очень полезно посещение уроков и изучение опыта других учителей. Подражание образцам – одно из наиболее частых и вполне приемлемых начал самостоятельной деятельности почти в любой области. Промахи и недочеты всегда виднее со стороны, изучение их должно послужить тому, чтобы не допускать подобного в своей работе.Подлинное использование передового опыта – это перевоспитание самого учителя, желающего этим опытом всерьез воспользоваться.Немаловажную роль педагогический анализ играет в повышении мастерства каждого учителя. Грамотный анализ деятельности коллектива дает возможность каждому учителю увидеть связь между методами, которые он применял в течение прошедшего года, и достигнутыми результатами.Из такого анализа каждый учитель должен узнать, что в работе следует закрепить, а что устранить, каким путем избежать повторения ошибок.Лишь кропотливый анализ собственного и чужого опыта, изучение необходимой литературы могут привести учителя к высокому профессиональному уровню мастерства.Анализ - одна из самых продуктивных мер повышения квалификации.Анализ урока – дело сложное. Разобрать урок по пунктам трудно и требует много времени. Чтобы осуществить педагогический анализ урока, нужно, прежде всего, расчленить его на части (этапы), отвечающие его сущности. Суть состоит в том, чтобы не вырывать части из целого, а рассматривать их в целом (уроке) и в связи с другими частями (этапами) урока.Педагогический анализ урока - это распознавание специфического в достаточно сложном процессе обучения и воспитания.Урок - это сложная динамическая система, имеющая несколько подструктур, подчиненных единой цели. Анализ должен быть объективным, т. е. он должен правильно отражать урок как системный процесс, глубоко вскрывая его достоинства и недостатки. Глубоко, педагогически целесообразно проанализировать такую систему можно только с позиции системного подхода. Если руководитель школы будет понимать урок как процесс, то и задача его в ходе анализа будет сводиться к тому, чтобы проследить последовательность смены фаз этого процесса, доказать внутреннюю закономерность его развития.Педагогический анализ связан с необходимостью представлять урок как процесс воздействия друг на друга этапов, осуществление которых подчинено триединой цели урока и происходит путем взаимодействия содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учеников. Именно на это должно быть направлено внимание при анализа, ибо здесь рождается конечный результат урока.Сложность урока как педагогического явления неизбежно требует нелинейности его познания, рассмотрения его как сложной целостности, одновременно расчлененной, устойчивой и изменчивой. При этом необходимо опираться на анализ реальных результатов этапов и конечного результата урока в целом.Такой подход к анализу урока дает возможность руководителю вскрыть причины достоинств и недостатков анализируемого процесса обучения, показать пути формирования реального результата урока. Это, в свою очередь, позволяет конкретизировать выводы по уроку, более точно оценить его, дать педагогу предложения по наращиванию успеха и ликвидации недостатков.Действенность такого подхода к педагогическому анализу урока заключается также в том, что благодаря своей глубине и конкретности каждый его случай может стать хорошей школой педагогического мастерства для учителя, урок которого анализируется.Важно обретение учителем уверенности в своих силах – в своей возможности научить, объяснить, показать, внимательно выслушать, помочь, посоветовать. Вместе с тем уверенность должна сочетаться с внимательным анализом своих поступков, необходимой самокритичностью, готовностью правильно реагировать на критические замечания руководителей и коллег, так как их советы помогают повышать квалификацию. Более опытный педагог подтягивает менее опытных. Неопытный на чужих ошибках учится сам.1. Новиков А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников ипреподавателей / А. М. Новиков – М.: Эгвес, 2010.2. Петренко О. Л., Клименко Г. М. Повышение педагогического мастерстваучителя при использовании педагогических технологий / О. Л. Петренко, Г. М. Клименко,//сб. «Педагогические отношения в инновационном развитии современной России: ориентирыи перспективы.» – Волгоград, 2010. – С. 200-208.3. Петренко О. Л. Создание образовательной среды учебного учреждения приконтекстном подходе к обучению / О.Л.Петренко // сб. «Управление профессиональнымобразованием: опыт, проблемы, перспективы» – Омск, 2009. – С. 141-143.