Проект «Учимся быть вежливыми» Составитель: Воспитатель: Рослякова И.И. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Вид проекта:поисково-творческий, Длительность проекта- долгосрочный Срок реализации проекта: с сентября 2018г. по май 2019г. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Образовательная область: Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно – эстетическое развитие. Физическое развитие. Социально – коммуникативное: Актуальность: Дети не владеют навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности, и следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации в школе. Усвоение норм вежливости – одна из составляющих нравственного развития детей. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Цель и задачи Цель: Создание условий для формирования и сохранения психологического здоровья детей, сформировать элементарные знания о нравственном поведении и культуре общения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к окружающему. Задачи: 1. Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; 2. Овладение детьми правилами хорошего тона, для построения межличностных отношений. 3. Воспитать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих, любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям. , 4. Закреплять навыки культурного поведения человека. 5. Создание предметно – развивающей среды, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей. Ожидаемый результат: 1. Сформировать у детей чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга. 2. Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе. 3. Появление способности разрешать конфликтные ситуации. 4. Повысить уровень культуры детей и педагогический уровень родителей. 5. Беседы родителей с детьми и чтение книг по данной теме. Поэтапный план реализации: Этапы Формы работы Задачи I Подготовительный (разработка проекта) 1. Постановка целей и задач, прогнозирование результатов. 2 Составление плана реализации проекта. 3. Изучение проблемы по данному вопросу через специальную методическую литературу. 4. Подбор детской литературы, дидактических и словесных игр в соответствии с возрастом детей. 5. Наблюдения за детьми во время чтения, игр, занятий. 6. Изготовление картотек, игр, подбор художественного слова по данной проблеме (загадки, стихи, пословицы и поговорки, проблемные ситуации и т. д.) . 7. Подготовка консультаций, рекомендаций, буклетов для родителей. 8. Оснащение развивающей среды. Определить цель и задачи. Распределить обязанности между участниками проекта. II Основной Взаимодействие с семьей - объявление о начале проекта «Учимся быть вежливыми», его продолжительности; - консультация «Маленький словарь добрых слов и выражений»; -подбор материала, необходимых для реализации проекта; - изготовление совместно с родителями книги волшебных слов «Добрые слова»; - изготовление буклетов для родителей «Как помочь ребёнку стать вежливым», «Словарик вежливых слов»; - изготовление совместно с родителями настольной игры о культуре поведения «Что такое хорошо, что такое плохо»; - организация фотовыставки «Наши добрые дела»; - изготовление альбома с пословицами и поговорками о дружбе и друзьях. включить родителей в работу по реализации проекта (фотографирование, видеосъёмка, поиск информации) . Коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы -заучивание пословиц и поговорок о дружбе. -чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово», Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», С. Мирошниченко «Злая волшебница», «Неизвеняйка». Чтение произведений В. Осеева «Просто старушка»,: Кузнецов «Мы поссорились с подружкой», Г. Цыферов» Когда не хватает игрушек», “Дочь и падчерица” (русская народная сказка) ; “Морозко” (русская народная сказка) ; “Привередница” (русская народная сказка) ; В. Одоевский “Мороз Иванович”, Мошковская “Вежливое слово”, “Вежливый кролик” (мексиканская сказка, А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”, А. В. Сухомлинский “Как ежиха приласкала своих детей”, “Как зайчик грелся при луне”, Г. Остер «Вредные советы». В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». -Образовательная деятельность: - Познавательно – этические беседы «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой», «В мире вежливых слов» -обобщить знания детей о вежливости и этикете. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Вызывать у детей желание быть вежливыми, упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях; расширить словарный запас вежливых слов; формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других. Познавательно-исследовательская деятельность -решение проблемных ситуаций «Можно ли обойтись без вежливых слов»; -беседа «Доставим людям радость добрыми делами»; -этюд «Поссорились, помирились»; -конкурс между дежурными «Накрой стол к празднику»; -рассматривание иллюстраций «Правильно-неправильно». -викторина «Школа вежливых наук»; -развлечение (итоговое) «В мире вежливых слов». Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения. Игровая деятельность -сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья», «Отправляемся мы в гости», «Театр», «Путешествие в общественном транспорте»; -дидактические игры: «Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек»; -д/и «Телефон». Закреплять умение общаться с невидимым собеседником, используя различные ролевые позиции; -дидактические игры: «Мне нравится с тобой дружить», «Вежливо или невежливо». «Вежливый трамвайчик», «Назови ласково». -игра-драматизация «Угощения». - пальчиковая игра «Руки ссорятся, руки мирятся». учить детей быть вежливыми и отзывчивыми, с готовностью и добротой приходить на помощь, уважать друг друга как личность. Развивать полоролевое воспитание дошкольников с позицией этикета. развивать уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально-одобряемым нормам поведения. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, воспитывать уважение к старшим. Музыкальная деятельность -игры-имитации, этюды, элементы драматизации, ритмическая пластика, перевоплощения; -пальчиковый театр «Не обзывайся»; -игры – инсценировки «Телефонный разговор», «Невоспитанный Незнайка»; -разучивание и пение песен о дружбе «Если с другом вышел в путь», «Улыбка», «Настоящий друг». -учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев, развивать дружелюбие по отношению друг к другу. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) -аппликация «Волшебный цветик – семицветик»; -лепка «Красная шапочка несёт бабушке гостинцы»; -оригами (Салфетки для сервировки стола) -рисование «Нарисуй настроение», «Цветные страницы» — через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления. -развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе; развитие образного эстетического восприятия, формирование представления о взаимосвязи этикета и эстетики. Двигательная деятельность проведение подвижных игр Приобщить детей к здоровому образу жизни III Заключительный (презентация проекта) Этическая беседа «Урок вежливости» Беседа на тему «Умение тот, кто уступает» Игра-инсценировка «Учимся вежливости» Познавательно – этические беседа «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой». Развлечение (итоговое) «В мире вежливых слов». -составить конспект, привлечь родителей к подготовке и проведению, -закрепить знания детей о культуре поведения и вежливости Вывод: проведенная итоговая беседа показала усвоение знаний детей о том, что вежливые слова помогают в общении со сверстниками и другими людьми дружней, значительно уменьшается число ссор; наблюдая за детьми в повседневной жизни, удалось выявить, что дети используют вежливые слова и правила поведения в повседневной жизни, научились взаимодействовать друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь; повысился уровень культуры поведения детей – это выразилось в том, что дети без напоминания стали употреблять «волшебные» слова; в ходе реализации проекта возрос интерес родителей к жизни детей в детском саду – это выразилось в их помощи в создании книги «Добрые слова» и организации фотовыставки «Наши добрые дела», родители проводят беседы с родителями на этические темы, читают детям книги по данной теме; работа в рамках проекта позволила пополнить предметно-развивающую среду группы настольными играми «Что такое хорошо…» и «»Вежливость».